Чертеж фигурки из дерева

Чертеж фигурки из дерева

Едва кто с уверенностью сможет назвать период возникновения изделий, выполненных из дерева. Известно, что изначально мастерами создавались идолы, изображавшие зверей или небесные светила. Фигурки из дерева в основном служили талисманами. И сегодня умельцы продолжают ремесло — резьбу по дереву.

При создании фигур животных из дерева теории мало, работа требует опыта. Мастера рекомендуют начинать с простых образцов. Ознакомиться с материалами и инструментами, выполнить заготовку из пластилина или глины. После освоения основных приёмов резьбы приступать к созданию фигур из дерева. Для работы создают комфортные условия. Стол должен быть удобным, освещение достаточным. Для безопасности заготовку фиксируют верстаком.

Выбор материала

Качество готового изделия полностью зависит от того, насколько правильно выбран материал. В основном при работе используют породы древесины:

  • липу;
  • осину;
  • берёзу;
  • сосну;
  • дуб или ясень;
  • ольху;
  • яблоню или грушу;
  • клён;
  • рябину;
  • лиственницу;
  • можжевельник.

Первые фигурки из дерева начинающим рекомендуют выполнять из липы. Материал легко режется и не образует трещин. Из осины создают скульптуры больших размеров, так как для нее характерны сколы. Берёза отличается необычным рельефом. При тонкой резьбе и создании декоративных элементов незаменимым будет орех. К работе с материалом не приступают до тех пор, пока не высушат. Заготовку заворачивают в полиэтилен и отправляют в тёплое место.

Характеристики инструментов

Для создания фигурок из дерева используют инвентарь:

  • Нож с коротким и скошенным лезвием. Резаком вырезаются крупные и мелкие детали, выполняют резьбу в тех местах, куда доступ ограничен.
  • При создании орнаментов работают с ножом-косяком.
  • Стамески плоской, полукруглой или загнутой формы используются при формировке углублений.
  • Стамесками, оснащёнными копьеобразным лезвием, вырезаются мелкие детали.

Ножи держат постоянно острыми, так как при резьбе по дереву необходима точность. При затачивании лезвий работают со специализированными брусками или крупной наждачной бумагой. Для правки инвентаря используют кожаный ремень

. Резчики также работают с дрелью, шлифовальной машиной, пилой, киянкой, рашпилями и наждачной бумагой.

Выполнение заготовки

Изначально определяются с размером изделия. Для создания маленьких фигурок используют сучки. Из колоды получают ростовые фигуры. Из полена мастера вырезают, не прилагая особых усилий, садового гнома. Из массивных брёвен создают скульптуры масштабных размеров. На заготовках не допускаются повреждения и сколы. Тем, кто планирует создавать фигурки из дерева своими руками, резчики по дереву рекомендуют изначально работать с прямоугольными брусками, так как на такую форму проще наносить рисунок.

Создание деревянных фигур

После выбора материала и подготовки инструмента приступают к работе. Фигуры из дерева создают, выполняя следующие этапы:

  • Рисуют эскиз. На лист бумаги карандашом наносят эскиз животного. Мастера рекомендуют изображать вид спереди, сзади и сбоку.
  • Рисунок с кальки переносят на деревянный брусок.
  • Выбирают инструмент в зависимости от фигуры животного.
  • При помощи ножовки или топорика обрезают лишний материал. Выполняют это до тех пор, пока из бруска не получат требуемую форму.
  • Приступают к вырезанию мелких деталей. Чтобы не допустить ошибок, на заготовку карандашом наносят контур.
  • Ножом для резьбы вырезают каждую часть фигурки. Для удобства начинают работать с углами.
  • Срезая слой за слоем материал, придают форму заготовке.
  • Прорабатывают углубления и формируют края.

Завершают работу наждачной бумагой. Отшлифовывают фрагменты, которые должны быть гладкими. При помощи абразива на поверхности образуют мех или чешую. Для защиты готовую фигуру животного из дерева обрабатывают специальным составом. Оставляют сохнуть.

Обработка фигурок

Отделку изделий выполняют разными способами. Покрывают лаком, морилкой или используют разные техники. Морилку не покупают, раствор готовят в домашних условиях. Водная морилка состоит из воды и йода. В воду добавляют несколько капель красителя. Коричневую настойку получают добавлением в воду раствора марганцовки. Для правильной работы с морилкой пробно на брусок наносят один слой средства. На изделии после сушки проявятся шероховатости. Устранив дефекты, изделие покрывают следующим слоем морилки, закрепляют фигурку лаком или варят в масле.

Специалисты утверждают, что изделия из ценных или красивых пород не покрывают, а наносят масло. При работе с эбеновым чёрным деревом покрытие не наносят, чтобы не испортить материал. Фигурку полируют при помощи сухого хвоща.

Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства. К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень. В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно. Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти. Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

Читайте также:  Сколько варить грибы серушки и зеленушки

Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).

Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).

Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).

Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).

Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).

Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).

Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).

Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).

Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).

Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности. Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).

Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).

Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).

Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

Читайте также:  Клещи домашней пыли как бороться

Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.

Украшением любого садового участка могут стать деревянные фигуры сказочных персонажей. В принципе, такие изделия можно приобрести в специализированных магазинах, однако стоят они весьма немало. Так что есть смысл потрудиться и вырезать несколько фигур для дачи или интерьера самостоятельно – тем более что после небольшой практики вы, скорее всего, наловчитесь это делать на достаточно высоком уровне.

В нашей статье мы расскажем, что необходимо приобрести для успешного изготовления деревянных фигурок, а также опишем процесс резьбы.

При наличии сноровки и должном усердии может получиться даже такая красота

Инструментарий и материалы

Инструменты резчика

Если вы хотите научиться вырезать деревянные фигуры для сада своими руками или же освоить технику более мелкой резьбы для изготовления интерьерных поделок, то в первую очередь вам необходимо озаботиться наличием подходящего инструмента. В принципе, резать дерево можно даже перочинным ножом, но новичку будет куда проще использовать специализированные приспособления.

Профессиональный набор резчика

Итак, в набор-минимум будут входить:

  • Резак – нож с относительно коротким лезвием, скошенным под 35 0 . Этот инструмент является основным, поскольку применяется и для грубой обработки, и для формирования мелких деталей.

Обратите внимание! В качестве резака можно использовать практически любое достаточно прочное изделие, но лучше все-таки приобрести специализированную модель. Новичку подойдёт богородский нож, европейская модель резчицкого ножа, Pfeil Junior или аналоги.

  • Косяк – еще один нож с коротким лезвием, скошенным, как правило, на 60 0 . Косяки обычно используют для формирования орнамента на плоскостях, но деревянные садовые фигуры обычно имеют большой размер, так что свободные поверхности для украшения у вас точно будут.
  • Стамески – плоские, полукруглые и угловые. Применяются для выборки материала и формирования углубленного рельефа. Для фигурной резьбы по дереву лучше всего брать идеально острые изделия с грибовидной ручкой и чуть изогнутым лезвием.
  • Клепики – те же стамески, но с копьеобразным лезвием. Применяются для проработки мелких деталей, поскольку дают возможность делать вырез в труднодоступном месте.

Клепики с разной формой лезвия

Кроме того, если вы решили сделать целый деревянный фигурный уголок из нескольких фигур, то вам понадобятся и специфические резцы – клюкарзы, штихели, ложкорезы и т.д. Впрочем, новичку лучше осваивать инструментарий постепенно, пробуя новые методики резьбы одну за другой.

Кроме собственно инструментов резчика, нужно обзавестись такими приспособлениями:

  • Пила – для выпиливания заготовок.
  • Дрель.
  • Набор буравов на деревянных или пластиковых рукоятках.
  • Рашпили разного размера.
  • Шлифовальная машинка.

Все это поможет нам не просто вырезать фигуры животных из дерева, но и делать их максимально привлекательными.

Подбираем древесину

Каждый опытный резчик знает, что наилучшего результат можно добиться, лишь подобрав подходящий материал.

Вот почему стоит взять за правило, отправляясь на прогулки в лес, присматривать корешки, пеньки и ветки интересной формы:

  • Колоды — отлично подойдут для изготовления простых ростовых фигур. Из обычного полена можно вырезать садового гнома с минимальными усилиями, так что здесь сложная форма нам будет не нужна.

Коряга — отличная заготовка для сюжетной резьбы

  • Комли деревьев с выступающими корнями и нижними ветками – хороший выбор для изготовления зверей. Как правило, выбираются такие заготовки, у которых выступающие части повторяют форму конечностей.
  • Фигуры котов из дерева, а также некоторые другие изделия можно делать из разветвляющихся стволов.

Если же говорить о самой древесине, то использовать можно практически все.

Однако наилучшими решениями для резчика будут такие:

Тополь и ольха хорошо подходят для работы

Все эти материалы отличаются мягкостью, потому не затупляют инструмент и позволяют придавать изделию форму без дополнительных усилий.

Несколько хуже следующие варианты:

  • Сосна – слоится, иногда раскалывается под ножом, но долгое время сохраняет белизну.
  • Ель — имеет менее выраженные, чем у сосны, годичные кольца, но при этом плохо поддается резке.
  • Клен – обладает достаточно плотной древесиной, потому из него удобно резать миниатюрные фигурки (шахматы, солдатиков и т.д.).
  • Дуб – очень плохо поддается резьбе, но при этом отличается весьма привлекательным внешним видом. Нужно отметить, что стоимость качественных декоративных изделий из дуба весьма высока.

Обратите внимание! Вне зависимости от того, какую древесину вы выбрали, материал должен быть сухим и целым, т.е. не поврежденным жуками-древоточцами или гнилью.

Процесс резьбы

Подготовка к работе

Когда мы приобрели все необходимое, можно приступать к освоению методики вырезания фигурок своими руками.

Читайте также:  Немецкие сорта картофеля описание

Однако вначале мы беремся не за нож, а за карандаш:

Эскиз рейной совы

  • На листе бумаги делаем несколько набросков, прорисовывая основные элементы нашей будущей фигурки. Это опытные мастера могут работать «от материала» — нам же на первых порах желательно иметь заранее продуманный эскиз.
  • Если есть возможность, то разделяем будущую фигурку на несколько частей, которые затем можно будет собрать на штифтах. Очень часто по такому методу вырезают длинные хвосты животных, конечности, расположенные перпендикулярно основной плоскости и т.д.

Эскиз, пластилиновая модель и подготовка формы

  • Затем берем заготовку и отмечаем на ней основные части будущей фигурки. Конечно, полностью переносить рисунок не нужно, но основные линии должны быть у нас перед глазами.
  • Затем обрезаем части заготовки, которые не будут использоваться в работе.

Важно! Не стоит обрезать излишки точно по границе эскиза. Как правило, мастера оставляют части древесины на краях и спиливают их в последнюю очередь с уже практически готового изделия – так куда удобнее держать фигурку при резьбе.

Черновая обработка

Инструкция по черновой обработке будет следующей:

  • Вначале от заготовки отрезаем или отпиливаем все части, которые будут выходить за пределы фигурки. Наша задача – получить простую геометрическую форму, контурами повторяющую будущее изделие.

Фото результатов черновой резьбы

  • Затем на границах частей фигурки (голова, туловище, конечности) делаем пропилы, глубина которых чуть меньше требуемой по эскизу.
  • Используя нож для резьбы, начинаем формировать контуры каждой части, срезая фрагменты древесины от пропила до пропила. Удобнее всего начинать с углов заготовки, постепенно выводя каждую деталь на восемь граней.
  • Продолжаем работу, снимая с каждым разом все более тонкую стружку.

Выполнение основных форм

Чистовая обработка

После того как мы вывели общие контуры фигуры, нам необходимо переходить к формированию мелких деталей, рельефных элементов и орнаментов. Для этой цели используем не только стандартный нож, но и дополнительные резцы, которые были перечислены в предыдущем разделе.

Некоторые детали вырезаются отдельно

Важно! Тонкая работа требует применения идеально острого инструмента, потому прежде чем начать резьбу, вначале затачиваем все лезвия на абразивных брусках, а затем правим на кожаном ремне с использованием хромосодержащих паст (ГОИ и аналоги).

Чистовую обработку выполняем таким образом:

  • На черновую заготовку наносим контуры будущих элементов.
  • Края вырезаемой детали обозначаем либо с помощью проколов шилом, либо путем прореза на необходимую глубину с использованием острия ножа.
  • Затем выполняем резьбу, выбирая каждым движением небольшое количество древесины и при необходимости сглаживая углы.

Проработка мелких деталей очень важна

  • Качественно прорабатываем углубления, вначале процарапывая их с помощью копьевидных инструментов, а затем формируя края ножом-косяком или угловой стамеской.
  • Если эскиз предусматривает наличие сквозных отверстий, то вначале просверливаем паз с помощью тонкого сверла, а затем расширяем, обрабатывая края резцами.
  • На гладкие поверхности наносим рельеф из множества однотипных элементов – насечку или выборку.

Естественно, чем меньше будет размер декоративных элементов, тем сложнее нам будет работать, так что начинать лучше с достаточно крупных объектов, постепенно совершенствуя мастерство фигурной резьбы.

Отделка фигурки

Чтобы деревянные фигуры животных для интерьера и другие детали выглядели привлекательно и долгое время сохраняли свой первозданный внешний вид, их необходимо подвергнуть защитной обработке:

  • Вначале с помощью наждачной бумаги шлифуем все участки, которые должны быть идеально ровными и гладкими.

Совет! Рельефные поверхности, такие, как имитация меха или чешуи, стоит также обработать абразивом для снятия заусенцев. Но в этом случае шлифовку нужно проводить предельно аккуратно, чтобы не «смазать» текстуру.

Лакированное изделие после шлифовки

  • Протираем фигурку влажной ветошью, снимая мельчайшую древесную пыль.
  • Обрабатываем изделие морилкой или другим составом, защищающим дерево от гниения.
  • Сверху наносим несколько слоев лака, который предотвратит попадание влаги в целлюлозные волокна.

Заключение

Если вы внимательно прочли приведенные выше советы, то теперь вы в общих чертах знаете, как выпилить из дерева фигуру человека или животного. Теперь осталось лишь подобрать инструменты и материалы, просмотреть видео в этой статье для более подробного ознакомления с методикой резьбы – и можно начинать практиковаться!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector