Цвет и композиция в дизайне

Цвет и композиция в дизайне

Задумывались ли вы над тем, почему на одни произведения искусства нам приятно смотреть, а на другие нет? Причина этого — удачная или неудачная композиция изображенных элементов. Именно от нее зависит то, как воспринимается картина, статуя или даже целое здание. Хотя на первый взгляд кажется, что это непросто — предусмотреть все, на самом деле создание композиции, которая будет приятна взору, — дело не такое уж сложное. Однако для этого нужно знать о законах, принципах и других ее составляющих. Давайте узнаем обо всем этом.

Что такое дизайн и каковы его особенности?

Прежде чем рассмотреть особенности композиции, стоит узнать о таком понятии, как дизайн. Хотя это слово часто используется в современном лексиконе, далеко не всякий знает о его значении.

Так именуется вид художественно-технической деятельности, направленной на формирование гармонической предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные, а также духовные потребности личности.

При создании композиции в дизайне всегда во главу угла ставятся два его компонента — практичность (функциональность) и эстетичность (внешняя красота).

Сам по себе дизайн очень многогранен. При этом все же можно выделить несколько его основных видов:

  • Графический — нацелен на создание шрифтов, пиктограмм, фирменного стиля, разнообразных визуальных коммуникаций и т. д. Все изображения такого рода создаются на плоскости.
  • Промышленный — специализируется на разработке машин, приборов, оборудования, мебели, посуды, одежды. В данном случае работа осуществляется не на плоскости, а с объемом.
  • Архитектурный — нацелен на разработку и постройку сооружений и их комплексов (в том числе интерьера). Творец в этой среде работает с пространством.
  • Дизайн архитектурной среды. Наиболее сложный, так как нацелен на разработку сложно-динамической системы среды обитания людей.
  • Дизайн сферы — это один из новых видов. К нему относится экодизайн, футуродизайн и т. п.
  • Дизайн, нацеленный на результат работ. К этому виду относятся web-дизайн, компьютерный и артдизайн.

Что такое композиция и зачем она нужна?

Данное слово произошло от латинского compositio и означает гармоническое сочетание различных элементов произведения таким образом, чтобы они создавали впечатление единого целого.

Композиция в дизайне — это расположение и связь частей изделия, обусловленных их компоновкой. Она должна соответствовать их назначению, а также художественно-образному замыслу создателя, который отражает вероятные ожидания конечного потребителя проектируемого продукта.

Немного сложно, не так ли? Говоря более простым языком, изучаемое явление — это создания такого произведения, которое понравится заказчику. Исходя из этого объяснения, понятно и назначение композиции в дизайне — привлечь внимание потенциального покупателя.

Хорошо, хотя и немного жестко объясняет его цель герой фильма "Глянец": "Дело художника — почувствовать то, что продается. Что не продается, то не искусство!"

Геометрический и композиционный центр: в чем разница?

Итак, из чего же состоит композиция? В первую очередь, создавая ее, необходимо найти композиционный центр. Его цель — привлечь внимание зрителей ко всему произведению. Фактически именно эта деталь является тем якорем, который должен "зацепить" увидевшего готовое изделие.

Помимо композиционного, в любой работе выделяется также геометрический центр, который фактически является его срединой.

Для лучшего восприятия произведения, конечно, лучше, когда эти два центра совпадают, однако так бывает не всегда.

Существует ряд способов акцентировать внимание именно на композиционном центре, даже если он расположен не посредине:

  • Выделение его с помощью цвета.
  • Выделение с помощью отличающейся формы от других элементов композиции.
  • Выделение особым освещением.
  • Выделения за счет контрастного размера по сравнению с другими деталями.

Элементы композиции

Существуют различные классификации композиционных элементов. Большинство специалистов сходятся в том, что основных из них три:

  • Точка — это графический акцент на плоскости.
  • Линия — по форме характеризуется протяжностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину).
  • Пятно — в отличие от вышеупомянутых элементов, оно обычно заполняет большую часть графической плоскости.

Основные виды композиции

Как правило, выделяют тройку базовых видов композиции.

  • Фронтальная — подразумевает заполнение изображением всей плоскости. Как правило, используется при создании орнаментов, ковров, мозаики и т. п.
  • Объемная — относится к трехмерным видам искусств (архитектура, скульптура, керамика). В большинстве случаев, чтобы рассмотреть изделие такого рода, необходимо обойти его с разных сторон, поскольку оно не может быть охвачено взглядом полностью с одного ракурса.
  • Объемно-пространственная композиция в дизайне — состоит из нескольких объемных работ, расположенных в пространстве с определенными интервалами.

Композиционные законы

Хотя каждый творец руководствуется собственным вкусом (или желанием заказчика) при создании дизайна, существуют определенные законы композиции, которые все равно приходится соблюдать, причем далеко не всегда понимая это. Дело в том, что они были выделены на основе многолетних наблюдений психологов за способностью человеческого мозга воспринимать те или иные комбинации элементов.

Итак, существует три закона композиции:

  • Цельность и единство. Благодаря им произведение воспринимается как единое целое, несмотря на многочисленное количество деталей. Этот закон базируется на двух составляющих — неделимости композиции (невозможность воспринимать ее как совокупность отдельных составляющих) и необходимости связи и согласованности между элементами композиции (для этого важно отслеживать, насколько все детали "дружат" между собою и не являются ли они оторванными друг от друга). Специфичность данного закона заключается в том, что он распространяется лишь на область композиции в дизайне произведений искусства.
  • Равновесие. Это такое состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенные части целого приобретают так называемую зрительную устойчивость. В основном данное состояние сводится к балансу по выразительности. Равновесие в изделии может быть статическим (изображение кажется устойчиво неподвижным) и динамическим (его составляющие производят впечатление движения).

  • Соподчинение. Это подчинение всех композиционных деталей единому авторскому замыслу. Фактически данный закон подразумевает создание иерархии в произведении. Согласно ей, выделяется доминанта (центр композиции), которой и подчиняются все остальные элементы.

Средства

Рассматривая особенности композиции, нельзя обойти вниманием и такой вопрос, как средства для ее создания. Ведь именно они помогают творцу максимально точно передать свою мысль в произведении. Для многих людей искусства средства более известны как принципы композиции в дизайне.

Парадоксально, но когда все они соблюдены, понять их сложно. Зато если в готовой работе нарушен хоть один — это сразу же бросается в глаза. Давайте же рассмотрим их, чтобы знать, на что стоит обращать внимание не только при создании шедевров, но и при рассмотрении и анализе их.

  • Контраст — это резкое различие элементов, противопоставление их по определенным критериям (светлый и темный, длинный и короткий и т. п.). Таким способом усиливается выразительность готовой работы. Контраст бывает как одномерным, так и многомерным.
Читайте также:  Изображенный на рисунке гриб является паразитом сельскохозяйственных

  • Нюанс — незначительные различия между элементами в композиции в рамках одной и той же категории. Выделяют одномерный и многомерный нюансы.
  • Тождество. Так называется повторение элементов одинаковых, схожих по своим качествам. Таким как размер, форма или тон. Тождество явля­ется признаком статичности всей комбинации.
  • Симметрия/асимметрия. Симметрия — это равномерность распределения деталей относительно геометрического центра. Она бывает зеркальной, осевой, зеркально-осевой и винтовой. Асимметрия — это отсутствие симметрии. Хотя наш мозг ориентирован на равномерные изображения (нарушение этого баланса им воспринимается не так хорошо), иногда асимметричные решения оказываются более чем впечатляющими.
  • Ритм. Хотя кажется, что подобное явление характерно только для музыки, однако и для искусства композиции оно является важным средством. В данной сфере под ритмом подразумевается чередование различных элементов в определенной последовательности. Одним из важнейших является повторяемость деталей (форм), а также интервалов меж ними. Такие повторы бывают равномерными, убывающими и нарастающими.

  • Модульность — это универсальное средство дизайна, однако до сих пор нет четкого определения понятию "модуль". В общем, так принято именовать величину, принимаемую за основу расчета какого-либо предмета.
  • Пропорциональность — согласованность, стройность, а также соразмерность в сочетании чего-то. Она часто воспринимается как соразмерность. Это средство применяется в архитектуре или искусстве.

  • Масштабность является важнейшей из средств архитектурной композиции. Она определяет соотношение размеров чего-то (частей, членений, деталей сооружения), которое позволяется создать гармоничное сочетание их с размерами человека и окружающими его предметами. Данное средство базируется на двух принципах: человеческий индивидуум — это мера всех вещей; масштаб определяется при помощи соотношения отдельно взятых частей и целого.

Физические свойства формы

При создании композиции всегда стоит помнить, что все изображенные предметы обладают определенными пространственными свойствами:

  • Геометрический вид. Он определяется соотношением размеров геометрических фигур согласно трем координатам пространства, а также характером поверхности формы. Выделяются три вида формы: объемная, плоская, линейная.
  • Величина — это свойство, которое оценивается по отношению к человеческим размерам или другим формам.
  • Положение. Геометрические фигуры могут быть расположены в отношении друг друга или зрителя, как ближе, так и дальше, выше, ниже, слева или справа. Также формы способны располагаться по отношению к другим на одном или сразу нескольких уровнях.
  • Цвет — является одним из самых важных свойств, способных вызывать различные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого/излучаемого ими света. Он обладает такими характеристиками, как тон (оттенки), насыщенность (степень яркости/блеклости) и светлота (отражающая способность цветовой поверхности). Обычно цвета принято делить на теплые (от желтого до красного ) и холодные (от зеленого до фиолетового). Подобное разделение связано с энергетическим спектральным балансом: теплые оттенки несут большую часть энергии, а холодные — значительно меньшую. Как доказали ученые, цвет активно воздействует на человеческую психику. Он может вызывать разнообразные эмоции и переживания (радовать, огорчать, бодрить, угнетать). Именно поэтому так важна хорошо продуманная цветовая композиция в дизайне любого изделия.

  • Светотень — свойство, которое характеризуется распределением темных и светлых участков на поверхности фигуры. Она облегчает восприятие объема и рельефа наблюдателем, а также способна зрительно обобщить или расчленить объем или поверхность предмета. Кстати, рельеф предмета и его трехмерность воспринимаются таковыми именно благодаря градациям и переходам от более освещенных участков к менее.
  • Фактура — создает зрительный образ композиции и является одним из основных источников получения осязательной информации. Кстати, именно различие фактур дает возможность отличать на черно-белом изображении схожие между собою вещества: металл и воду, снег и бумагу и т. п. При планировании изделия выбор фактуры его столь же важен, как и выбор материала. Ведь одно и то же вещество способно смотреться весьма по-разному при различной обработке.
  • Текстура. Она играет такую же важную роль в процессе восприятия готовой композиции, как и фактура. Ведь с ее помощью удается определить признаки структуры материала, из которого предмет изготовлен. Чаще всего подобное свойство характерно для дерева, кожи, а также ткани. Текстуры очень часто выступают в роль декоративного элемента при проработке проекта. Удачное сочетание фактуры с текстурой прежде всего применяется для передачи естественного качества материала, раскрытия его эстетического своеобразия. В том случае, когда фактура или текстура вещества выразительные — их воздействие на зрителя способно быть более эффективным, чем влияние самой формы изделия. При этом чрезмерная броскость их иногда способна вызвать обратный эффект.

Шрифты в композиции

Помимо всего вышеперечисленного, весьма важную роль в создании оригинального дизайна чего-то играют надписи (шрифты).

Они постоянно используются для оформления мемориальных досок, вывесок, надписей на упаковках или этикетках промышленных товаров и т. п.

Нередки случаи, когда шрифтовая композиция в дизайне играет не только роль источника информации, но и обеспечивает эстетическое качество среды обитания человека.

В зависимости от назначения выделяются такие категории шрифтов:

Основными эстетическими критериями при выборе того или иного вида букв является гармоничность их пропорций, красота рисунка каждой из них, читаемость, четкость и соразмерность. Для достижения подобных целей ежегодно создаются десятки новых шрифтов, которые призваны удовлетворить растущие запросы к оригинальному дизайну.

Андрей Батурин

Вы можете нарисовать для сайта великолепный логотип, подобрать качественные иллюстрации, написать блестящие тексты, но все эти элементы не раскроют свой потенциал на полную, если у сайта нет правильной композиции. Что это такое и как сделать дизайн сайта приятным для глаз, рассмотрим в этой статье.

Что понимают под композицией

Композиция в веб-дизайне — это гармоничное расположение всех элементов сайта на экране таким образом, чтобы максимально раскрывалось их содержание.

Цель композиции — сделать так, чтобы все элементы дизайна воспринимались целостно и составляли единую картину. Для этого дизайнер помещает самые важные объекты в центр внимания пользователя. Добиться этого можно с помощью ракурса, цвета, контраста и других техник, о которых подробнее поговорим ниже.

В целом же, удачная композиция должна быть естественной и служить задачам дизайна: подчеркнуть какой-то блок на экране, подвести пользователя к нужному действию, перевести его внимание с одного блока на другой и т.д. То есть, она должна быть не только визуально привлекательной, но и эффективной в функциональном плане.

Плохая композиция сразу обращает на себя внимание, режет глаз и вызывает раздражение. Хорошая же условно остается в тени, человек не обращает на дизайн внимания, а просто смотрит на содержание.

Чтобы дизайн был гармоничным и приятным на взгляд пользователей, следуйте базовым принципам и правилам композиции.

Читайте также:  Когда можно садить зимний чеснок

Принципы композиции в графическом и веб-дизайне

Удачная композиция складывается из совокупности нескольких элементов: цвета, компоновки, акцентов и пр. Давайте разберем, какими они должны быть.

Цвет

Цвет играет важнейшую роль в композиции. От цветовой гаммы зависит, какое настроение задает дизайн, в каком свете выставляется продукт, какие ассоциации вызывает.

Если цветовая гамма яркая, она создает настроение бодрости, энергичности. Теплые тона ассоциируются со спокойствием, расслабленностью, надежностью. Холодные — с инновационностью, строгостью. Решите, какие ассоциации должен вызывать ваш сайт и продукт и, основываясь на этом, выбирайте цветовую гамму.

Особое внимание при работе над дизайном уделите контрасту. Контраст поможет подчеркнуть нужные разделы, например, кнопки заказа, формы регистрации, информацию о цене. Другие блоки можно, наоборот, затемнить: кнопку отказа, ограничения по условиям акции и т.п.

При выборе цветовой гаммы вам поможет так называемый цветовой круг — палитра всех цветов. Противоположные цвета в круге резко контрастируют, близкие цвета похожи и отлично сочетаются. Стопроцентный вариант, при котором вы точно не ошибетесь — выбрать цветовую гамму из трех цветов, расположенных на углах равнобедренного треугольника, вписанного в этот круг.

Обязательно определите основной цвет и дополнительные. Установите для каждого из них роли. Один — для интерфейса, второй — для контента, третий — для кнопок и т.д.

Модульная сетка

Эта технология пришла в веб-дизайн из полиграфии и отлично показала себя в разработке сайтов и приложений. Суть модульной сетки в том, что элементы экрана организованы по четкой структуре — сетке. В ней есть ряды и колонки, и каждый отдельный блок находится в своей ячейке: тексты, заголовки, кнопки, иллюстрации и т.д.

Однако в веб-дизайне модульные сетки претерпели изменения. В отличие от полиграфии, сайт не всегда статичен: у него открывается меню, есть выпадающие списки и другие динамические элементы, срабатывающие, когда на них нажимают или наводят курсором. Эти особенности также приходится учитывать при составлении сетки, чтобы динамические блоки не нарушили ее баланс.

Модульная сетка нужна в композиции, чтобы упорядочить информацию на экране, упростить ее восприятие для посетителя сайта и установить связь и иерархию между разными частями страницы. Сетки могут быть простыми, как таблица из нескольких строк и столбцов, а могут — сложными, с разным расстоянием между ячейками и разным размером самих ячеек.

Направление взгляда пользователя

Удачная композиция в дизайне позволяет управлять внимание человека и направлять его к нужным разделам. Здесь есть два вида композиции: Z-образная и F-образная. Считается, что именно по траектории этих букв обычно движется взгляд читателя или посетителя сайта.

В случае с Z — слева направо, затем по диагонали вниз и снова слева направо. В случае с F — сначала вертикально сверху вниз, а затем слева направо вдоль строк.

Такая траектория взгляда естественна для пользователей, и это следует учитывать при выстраивании композиции. Так, ключевые разделы можно разместить на ключевых точках траектории, чтобы взгляд останавливался именно там, где это нужно дизайнеру.

Так вы можете выстроить целый путь пользователя по сайту, основываясь, например, на маркетинговой модели AIDA: внимание, интерес, желание, действие. В начале разместите элемент, который приковывает внимание, затем контент, который заинтересует пользователя, затем основные преимущества продукта, чтобы посетитель его захотел, а в конце — кнопка для заказа или призыв к действию.

Для направления внимания читателя в композиции можно использовать и более очевидные техники. Например, никто не отменил классическую “стрелочку”, которая переходит от одного раздела к другому и ведет за собой посетителя. Другой способ — нумерация блоков. Взгляд человека в первую очередь зацепится за пункт “1” и далее пойдет по списку.

Для этой же цели подойдут и иллюстрации. Например, фотография человека с вытянутой рукой, которая указывает на форму регистрации. Это упрощенный пример, но принцип понятен.

Правило третей

Еще один способ создать удачную композицию в дизайне — использовать правило третей, упрощенный вариант золотого сечения. Его применяют в графическом и веб-дизайне, в фотографии и живописи.

Суть его в следующем. Поделите экран с помощью двух вертикальных и двух горизонтальных линий на девять одинаковых частей. А теперь обратите внимание на места пересечения этих линий. Из правила третей следует, что именно в этих местах сфокусировано внимание зрителя/читателя.

Поэтому логично на пересечении этих линий размещать самые важные блоки: ключевую информацию, призыв к действию, кнопку заказа или регистрации.

При этом, если у вас на экране один объект, его лучше расположить в левой части экрана. Если объектов несколько, самый главный расположите в правой нижней части.

Свободное пространство

В композиции немаловажную роль играют не только сами объекты, но и пустое пространство между ними. Не стоит загромождать дизайн многочисленными блоками и разделами на одном экране, от которых рябит в глазах. В этом случае вы только раздражаете посетителя сайта и затрудняете ему пользовательский опыт. Ему сложно найти нужную информацию, сложно сделать выбор, сложно читать.

Чтобы избежать этого, добавьте в дизайн “воздуха” — свободного пространства. Но и позаботьтесь о том, чтобы оно корректно отображалось на всех устройствах. Будет неприятно, если на мобильном телефоне интерфейс съедет за пределы страницы и будет виден только пустой фон.

Иерархия блоков

В хорошей композиции с первого взгляда понятно, где находится главный блок страницы, где второстепенный, а где искать кнопки. Показать это помогает иерархия

Чтобы составить визуальную иерархию, используют разные методы. Например, цвет и контраст. Сделайте главный объект более ярким, а второстепенные затемните или сделайте прозрачными.

Подчеркнуть иерархию помогут и шрифты. Подробнее мы разбирали эту тему в статье “Как выбрать шрифты для сайта”. Разные шрифты для заголовков, интерфейса, кнопок и текстов помогут создать логичную иерархию контента.

Баланс

Баланс — еще одна из ключевых составляющих удачной композиции в графическом и веб-дизайне. Баланс элементов бывает двух типов: симметричный и асимметричный.

В случае с симметричным балансом все очевидно: блоки должны быть расположены в строгой симметрии. Это упорядочивает информацию, делает ее структурированной и упрощает восприятие. Однако симметричный баланс дает мало простора для креатива в дизайне. Поэтому нередко используют другой тип — асимметричный.

При асимметричном расположении объектов добиться баланса можно с помощью вспомогательных методов. Например, уже упомянутых выше правила третей, модульной сетки, иерархии. Кстати, асимметричный баланс помогает создать визуальную иерархию объектов, так как в нем можно задать и подчеркнуть удельный вес каждого объекта.

Читайте также:  Для чего можно использовать скорлупу грецкого ореха

Для придания асимметричному дизайну сбалансированности можно сделать разные объекты в едином стиле: отрисовать их в схожей цветовой гамме, создать все иллюстрации во время одной фотосессии и т.п.

— От удачной композиции в графическом и веб-дизайне зависит, насколько приятным сайт или полиграфия будут для взгляда пользователей. Чтобы добиться этого, следуйте базовым правилам композиции при выборе цветовой гаммы, расположении объектов, создании иерархии. При хорошей композиции дизайн выполняет свою функцию и ведет пользователя по нужному пути, плавно подводя его к целевому действию.

Мы подготовили для вас статью об основах композиции в дизайне.

Что такое композиция?

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Геометрический и композиционный центр.

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.


(совпадение геометрического и композиционного центров)

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Композиционный центр может быть выделен:
— контрастом света и тени
— контрастом цвета
— размером
— формой

Основные понятия и правила композиции.

Диагональные линии в композиции:

График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.

Замкнутая и открытая композиция:

В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.

Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.

Правило золотого сечения:

Гармония — это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.

Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение?

Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:

Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:

Правило трех третей:

В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.

Динамика и статика в изображении, движение, ритм.

Динамичная композиция — композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) — создает впечатление неподвижности.

Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.

Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.

Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

Ритм — один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.

Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия.

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Симметрия — это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.

Асимметрия, достижение равновесия:

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.

В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.

Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:

Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector