Хризантемы в китайской живописи

Хризантемы в китайской живописи

+7-495-088-13-41

+7-926-029-96-56

info@dveimperii.com

+7-495-088-13-41

+7-926-029-96-56

info@dveimperii.com

онлайн-курс китайской живописи СЕ-И

с Екатериной Нестеровой

с 6 сентября по 18 октября

«Хризантема – цветок художников»

Китайские художники любили ассоциировать себя с хризантемами.
На картинах всегда подчеркивается контраст между ярким цветком и темной зеленью листьев. Изображение хризантемы в прошлом служило символом знатности, счастья и долголетия. Цветок хризантемы символизирует зрелую красоту и целомудрие, возвышенное одиночество и спокойствие, совершенств и изобилие, бодрость духа

Вы можете заглянуть на онлайн-занятия Екатерины Нестеровой

и посмотреть, что мы там будем делать:

Се-и (寫意) в переводе с китайского "живопись идеи", где основное внимание уделяется сути предмета, передаче внутреннего состояния художника, это живопись философов и поэтов.

Здесь главное передать сущность предмета, его идею, а не его внешнее сходство. Картины, выполненные в таком стиле трудно копировать, ведь мастер передает свое видение, свое сиюминутное настроение, экспромт, неподдельную искренность.

  • Разберем схему хризантемы, научимся рисовать цветы разных сортов. Поднимем тему ценности понимания предмета, который изображаем.
  • Будем учиться рисовать цветы хризантемы: изучаем контурную линию живописи се-и.
  • Узнаем, как правильно раскрашивать лепестки. Изображаем цветок начиная с контура или с пятна. Традиционные техники и “да се-и”.
  • Подробно рассмотрим тему листвы в китайской живописи. Работа с силуэтами и схема рисования прожилок.
  • Нарисуем несколько картин, на примере которых разберем разные стили живописи се-и.
  • Поработаем над темой композиции китайской живописи.

Курс будет понятен и интересен как начинающим художникам, так и продолжающим совершенствоваться в стиле се-и.

Список необходимых материалов:

  • Тушь жидкая для живописи и каллиграфии
  • Рисовая бумага для китайской живописи Се-И
  • Коврик войлочный под бумагу
  • Китайские минеральные краски, набор 12 цветов
  • Кисть из шерсти волка, крупная
  • Кисть смешанная из шерсти козы и волка, крупная
  • Керамическая подставка под кисти (желательно)

Образование: дизайнер в области рекламы.

С 2001 по 2010 годы работала по специальности.

2010 г. — обучалась технике китайской живописи се-и у Наумовой Ю.В.
2011 г. — начало преподавательской деятельности в клубе китайской культуры «Баймао»
2012 г. — преподаватель арт-студии "Пурпурный город"
2013 г. совместно с Ольгой Сумароковой основала мастерскую восточных искусств «Чаинка». На базе клуба — преподавательская и административная деятельность вплоть до 2017 г.

Начиная с 2013 года регулярно посещает Китай, проводит там не менее двух месяцев ежегодно. Путешествует, изучает искусство Поднебесной: техники живописи, каллиграфию, интересуется темой чая и эстетикой чайной посуды. Учит китайский язык. Организовывает и сопровождает учебные поездки в Китай.

С 2016 года учится академическому рисунку и живописи (масло)

Настоящее время — художественная и преподавательская деятельность в мастерских и арт-студиях Москвы.

Известно, что на Европейских мануфактурах по производству фарфоровых изделий, главное вдохновение скульпторы и художники черпали из форм и росписи восточного фарфорового искусства. Китайские вазы, которые поступали в коллекционные собрания великих царственных особ Европы, стали прототипами для первых фарфоровых изделий Майсенской мануфактуры и до сих пор являются источником вдохновения для современных мастеров Meissen.

Особенности восприятия мира в восточной культуре и основные черты китайской живописи

Основа культуры Китая — целостное представление о мире, в котором тесно переплетены между собой философские учения, мифы и легенды, реальные исторические события и персонажи с волшебными и мифическими существами и явлениями, а человек рассматривается непременно в неразрывной связи и единстве с природой.

Как правило, в живописи китайских ваз использовались элементы растительного мира, животного и сценок из человеческой жизни. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением.

Как правило, китайская живопись отличалась не наличием цвета в росписи, а необыкновенной манерой использования большого количества отрывистых линий, точек, мазков, поскольку китайская живопись неразрывно связана с каллиграфией. Для китайских художников важно не точное копирование реальных объектов, а их символическое значение.

Китайская живописная работа считается законченной, если на ней есть печать автора и какие-то поэтические или философские строчки, написанные каллиграфией. Поэтому говорят, что европейцы рисуют, а китайцы пишут картины, европейцы рассматривают картины, китайцы же их читают.

В эпоху Мин — золотой век китайской живописи — огромную популярность приобретают изображения животных и растений, обладающих символическим смыслом. Таким образом, часто изображая что-либо, китайские художники закладывали в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особенно часто. Так, например, изображение гор и воды являет собой взаимодействие активной мужской силы «Ян» и пассивной женской — «Инь». Или например, изображения различных растений и животных становятся носителями символов и образов.

Цветы в китайской живописи

Орхидея, бамбук, хризантема, и слива мэй-хуа – основные растения, которые изображались на вазах. Эти четыре цветка считаются благородными растениями в Китайской культуре. Именно эти растения согласно китайской традиции обладают качествами благородного человека.

Орхидея – это нежный цветок ранней весны, поэтому она становится олицетворением весны, чистоты помыслов и благородства. И кроме того, это символ женского начала и красоты. Орхидея это символ покоя, нежности, утончённости и скромности. В Древнем Китае орхидея высоко ценилась учёными мужами, и до сих пор этот цветок считается знаком благородного учёного. Подарить вещь с изображением орхидеи – значит пожелать рождения сыновей с высокими умственными способностями.

Читайте также:  Хризантемы все в сад дела огородные

Бамбук считается символом непреклонного характера, поскольку это многолетнее, вечнозелёное растение, растущее с удивительной скоростью, к тому же очень прочное и устойчивое к внешним воздействиям.

Бамбук ассоциируется с долголетием, стойкостью к невзгодам. Примечательно то, что бамбук является символом сыновьей почтительности и преданности.

Хризантема. Этот стойкий к морозам цветок, который украшает собой сады до поздней осени и продолжает цвести зимой, как бы бросая вызов зиме, символизирует бодрость духа и долголетие. Глубокой осенью, когда лепестки почти всех цветов уже осыпались, хризантема начинает пышно расцветать, не страшась никаких холодов. Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, она является воплощением торжества, спокойствия осени, и воплощает в себе женское начало «инь». Месяцем хризантемы является октябрь. Образ цветка связан с урожаем, богатством и изобилием. Археологами было найдено первое изображение хризантем на китайском фарфоре, который был изготовлен 2500 лет назад. В Китае известно около 3000 сортов хризантем.

В Китае получил распространение обычай дарить друг другу на праздники жёлтые хризантемы — олицетворение безоблачного счастья.

Цветы дикой сливы

Цветущая дикая слива (сакура) ассоциируется с чистотой помыслов, невозмутимость, спокойствие, гармонию и стойкостью к невзгодам судьбы. Слива живёт долго, иногда по 100 лет. Дикая слива, как и все лиственные деревья в живописи Китая, олицетворяет вечный круговорот природы: появляются молодые листья, растут, опадают и вновь появляются.

Сливе было посвящено целое отдельное направление в живописи.

Цвести дикая слива мэй-хуа начинает, когда еще холодно, очень красивым и нередким является цветение дикой сливы в снегу. Поэтому, неудивительно, что мэй-хуа символизирует зиму и стойкость.

Ветви сливы напоминали китайцам дракона, а молодые побеги сравнивали с железными прутьями клетки. Получалось, что это был укрощенный дракон.

Другие цветы в живописи

Четырьмя благородными цветками китайская живопись конечно же не ограничивается.

Лотос является самым древним и самым загадочным цветком. Летом, в пору цветения, лотос можно встретить почти в каждом парке столицы Китая. Лотос считается священным растением в этой стране. Он олицетворяет прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. Лотос считается символом лета и месяца август.

Изображение лотоса используется в фэн-шуй для создания уютной и спокойной обстановки в доме и для пробуждения духовного сознания.

Строение лотоса отражает взаимодействие мужского и женского начала, поэтому он связывается с плодородием, следующим поколением и зарождением новой жизни.

Китайцы верят, что лотос растёт в раю, на небе, и он почитался как священное растение ещё до распространения буддизма, с которым он очень тесно связан – ведь это цветок, тянущийся к свету сквозь темноту воды и ила.

Этот цветок олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия. Лотос символизирует гармонию и любовь между мужем и женой (слова «соединение» и «лотос» в китайском языке звучат абсолютно одинаково). Кстати эти удивительные нежные растения занесены в Красную книгу.

Рисуя цветок лотоса, китайские художники рассказывают о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.

В 1903 году пион был провозглашен национальным цветком Китая. В древности пионы выращивали исключительно в императорских садах и в домах богатых чиновников, а чтобы насладиться красотой их цветения, знать надевала самые торжественные наряды, чтобы пройти в парк с пионами, где проводилась целая церемония. Поливать пионы доверялось только самым красивым и целомудренным особам с бледным лицом, ухаживать за цветами могла только самая красивая девушка при императорском дворе. Пионы всегда считались знаками аристократизма, высокого положения, знатности, достоинства, богатства, процветания и славы.

Кроме этого, пион является символом весны, поскольку он зацветает в начале апреля, когда не цветёт ещё ни одно другое растение. Очень часто в росписи рядом с пионами появляется изображение бабочки, поскольку аромат бабочек всегда привлекает насекомых и прежде всего бабочек. Пион в таком случае становится символом женского начала, а бабочка – мужского. Пионы символизируют пылкую страсть и неугасающую любовь.

Азалия олицетворяет женскую грацию. В некоторых случаях она может являться символом больших способностей человека. Порой цветок азалии ассоциируется с тоской.

Астра выступает образцом элегантности, очарования, скромности, и смирения.

Календулу в Китае зовут «цветком десяти тысяч лет», она является символом долголетия.

Образ вьюнка связан с любовью и браком, зависимостью. Но при этом он может служить символом рассвета, обозначать нечто преходящее.

Читайте также:  Растение джинура чем полезно и как применять

Ирис олицетворяет грацию, изящество, нежность и красоту в одиночестве.

Камелия символизирует здоровье, силу тела и силу духа. Этот цветок также называют «героем сражений».

С образом мака в Китае связывают уход от дел, отдых, но вместе с тем и успех. Мак как источник опиума наделяется совершенно иными значениями, олицетворяет распад и зло.

Цветы глицинии, воплощая в себе чистую энергию инь, ассоциируются с женской красотой.

Цветы персикового дерева Китайская роза

Магнолия так же считается символом женственности и красоты. Кроме того, она олицетворяет семейное счастье. В древности только императорам и членам императорской семьи разрешалось выращивать магнолии.

Лилия наделяется особыми качествами. Считается, что цветы лилии помогают забыть неприятности и развеять печаль. Кроме того, существует поверье, что лилия приносит сыновей. Поэтому его часто дарят замужним женщинам. Ещё одно символическое значение лилии — единение и дружба.

Нарцисс в Китае символизирует женскую преданность, чистоту, влюблённую пару и счастливый брак. Изображение чаши с нарциссами означает пожелание неувядающей жизни, любви, счастья и мира. Также этот цветок является символом Нового года. Цветение нарцисса под Новый год считается в Китае добрым знаком, обеспечивающим счастье в наступающем году. Поэтому в Китае распространён обычай перед Новым годом выращивать нарциссы. Китайцы заранее приносят в дом проросшие луковицы нарциссов, сажают в красивые плоские вазочки с водой, стараясь подгадать, чтобы цветы расцвели именно к празднику.

В Китае очень ценятся цветы персикового дерева, являющиеся символом брака. Считается, что они обладают силой приворота мужчин. Даосские любовные заклинания предполагали использование цветов и лепестков персика. Размещение в доме картины с изображёнными на ней цветами персика способствует вступлению в брак. Также персиковые деревья символизируют наступление весны, именно в это время на их ветвях распускаются цветы.

Роза, королева цветов в западном мире, в Китае приобретает иное значение. Образ розы связан с молодостью, но не является символом любви. Китайская роза — это благоухание, сладость в запустении, процветание. Отдельным значением наделяется чайная роза жёлтого цвета. Она символизирует победу. И именно такая роза является эмблемой Пекина, столицы Китая.

Образцы китайской росписи до сегодняшнего дня служат огромным источником вдохновения для украшения ваз европейских производителей фарфоровых изделий. На Майсенской мануфактуре художник Гёрольд в начале 18-ого века пробовал перенести на изделия из фарфора множество сюжетов китайской росписи. Стиль такого декорирования назывался "шинуазри". Цветочная живопись сохранила своё символическое значение и по сей день.

Войти

Хризантемы в китайской живописи

Хризантема во все времена была любимым цветком китайцев, поскольку она продолжает цвести до поздней осени, когда все другие растения уже отцвели. Более того — хризантема это буйство красок, бросающее вызов наступающей зиме. Этот цветок символизирует осень, а также бодрость духа перед наступающим ненастьем, уединение. Этот цветок — символ возвышенного одиночества.

Писать хризантемы по-китайски « цзюй хуа» ( 菊花 ) начали в династию Южная Сун (12 в.), а в династию Мин и Юань это направление развивали литераторы и ушедшие от службы учёные, которые восхищались её "ароматом отшельничества и духом уединения".

Хризантемы кисти Ши Тао

В отличии от весенних цветов, гибких и очаровательных, хризантема символизирует "позднее благоухание" — почтенную зрелость, уход от мира в возвышенное одиночество ("отшельник, льющий поздний аромат").
При этом оставаясь "гордой в инее" — цветущей и не боящейся морозов. Её называют прекрасной, скромной, целомудренной — воплощением торжества осени.

Разведением хризантем в Китае занимаются уже более трех тысяч лет, причем выращиваются это цветы не только, ради эстетического наслаждения, но и в бытовых целях: их используют как в кулинарии, так и в медицине.

Удивительно, что в Китае эти необыкновенные по красоте цветы, не принято дарить на дни рождения, 8 Марта, День учителя и другие праздники. У этого цветка свой, особый праздник, когда все внимание приковано к этому гордому цветку. Отмечается он девятого числа 9-го месяца по лунному календарю.

Цветы занимают особое место в китайской культуре. Как в древнем, так и в современном Китае цветы и некоторые виды растений считаются символами тех или иных качеств человека. Так, орхидея, символизирует изящество и скромность, бамбук – прямоту и стойкость, персик – долголетие, хризантема – символ совершенства, осеннего спокойствия и изобилия.

В "Книге цветов" известного китайского литератора 16 века Юань Чжунлана есть такие строки: "Любованию цветов более всего благоприятствует чай, за ним следует тихая беседа. А наихудший тому спутник – вино. Хотя чарка доброго вина приятнее нашим желудкам, чем чашка чаю, душа цветов чурается всего пошлого и грубого. Лучше довольствоваться сушеными фруктами, чем делать что-либо противное цветам". Поэтому не удивительно, что в современном Китае цветам отводится такое почетное место.

Читайте также:  Мясо в томатно сметанном соусе

Сущность этого цветка – «Гордая в инее царица осени».

Хризантема – одно из четырех благородных растений (наряду с бамбуком, орхидеей и дикой сливой «мэй»), главных в китайской живописи, на которых строится обучение различным приемам и технике владения кистью.

Хризантемы можно написать монохромно, только используя оттенки серого, различные штрихи, разнообразие линий, пятна мокрой и сухой кисти.

Действительно, разнообразие сортов этого растения велико, поэтому на картинах мы видим совсем разные по форме хризантемы.

Хризантема – гордый цветок, ее цвет очень красив, ее благоухание – позднее. Как сказано в первоисточниках «художник должен в душе иметь образ всего цветка – только тогда он сможет написать (передать в живописи) ее дух уединения».

Часто хризантемы пишут в вазах, но это не натюрморт, цветы живые. Китайский художник по традиции скорее напишет какой-либо живой объект, нежели будет конструировать набор из неживых предметов или мертвых животных, красиво размещенных на столе.

Кстати, передать в одном листе картине несколько цветков, которые отражали бы различные стадии цветения – от бутона до полностью раскрытого цветка, являлось, весьма важным фактором в достижении естественности.

Старые китайские пособия по живописи содержат в себе глубокие научные знания авторов в ботанике, когда речь идет, например, о жизненных стадиях какого-нибудь растения, его особенностях. Знания в химии, когда речь заходит о советах художнику в самостоятельном приготовлении пигментов для красок. Знания истории искусств страны, когда говорится о тех или иных художниках, исторических личностях. И в тоже время эти старинные книги пропитаны поэзией, когда для полноты передачи сущности объекта порой не хватает применения обычного, сухого слога. Надо учитывать и то, что книги по искусству на Востоке наполнены особыми понятиями, аналогов которым в западной литературе и вообще в языках, не существует. И так как они являются основополагающими, то статьи и книги по искусству этих стран изобилуют чисто специфическими понятиями, которые становятся понятными далеко не сразу.
В качестве примера цитирую «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» (17 век):

«Изображая цветы, необходимо знать, как рисуют бутоны – полураспустившиеся, готовые распуститься и совсем еще не раскрытые. В каждой форме – своя тонкость. В молодых бутонах лепестки растут вместе, охватив сердцевину цветка, структура ( ши) всего цветка обычно уже содержится в этой форме. В бутонах, которые должны вот-вот раскрыться, зеленые листья из оболочки начинают прорываться, а первый лепесток появляется подобно язычку маленькой птички, слизывающей нектар с цветов, или подобно кулачку, из которого выставлен один палец…»


Гравюра из "Слова о живописи из Сада с Горчичное Зерно"

«Бутоны, которые совсем не раскрыты, похожи на лазоревые жемчужины, подобны звездочкам, нанизанным на стебель».

Понятие ( Ши) – можно интерпретировать как нечто, несущее в себе ци и представляющее жизненное качество вещи. Ши обычно переводили словом «реальность», имея в виду, что оно выявляется, когда художник достигает непосредственного соприкосновения с реальностью. Первоначально оно означало «семена», а также со временем его стали переводить как «субстанция». В работах китайских специалистов это понятие является антиподом «красивости», «украшению», поэтому, проводя параллели с европейским искусством, можно заметить, что в портретах стариков и старух Рембрандта китайское понятие ши присутствует в незамутненном состоянии.

Хотя орхидея символизирует весеннюю пору, а хризантема – осень, можно встретить их вместе, на одной картине.

Существует контурный прием в написании хризантем, и метод, когда лепестки пишут мазками кисти. На этом свитке китайский художник совместил два подхода в одной теме.

Осень – время собирать плоды урожая. Часто китайские художники рядом с хризантемами пишут кувшин и чаши с молодым вином, чайник с чаем, живых или приготовленных к трапезе крабов.
Богомолы, кузнечики, бабочки и другие насекомые вполне гармонично оживляют картины с хризантемами.

Прожилки листьев можно выделить ярко-голыбыми мазками, а сами головки цветов сделать сухой кистью.

Часто в композиции с хризантемами присутствует изгородь, простой штакетник как связующий элемент картины.


Если на картине присутствует камень, он будет равноправным элементом построения картины.

В композиции почти никогда не бывает симметрии.

Смещение или отсутствие перехода между средами «вода-воздух» не выделяются ни отражениями, ни преломлениями лучей, ни бликами в воде.

В живописи «сеи» (живопись идеи) важно передать суть предмета, используя подчас импульсивность в написании, детали опускаются, умение владеть кистью и интуиция художника выходят на первые места.

В живописи «гунби» (тщательная кисть) главное – набраться терпения и точно, умело, следуя предварительным рисункам, перевести шаг за шагом, используя лессировки, прорисовки контуров, усиливая контрасты темных и светлых тонов, выполнить тончайшие детали задуманного.
Поэтому картины с хризантемами такие разные.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector